Уральское управление гражданского воздушного флота в годы войны 1941-1945 гг.

Изменившие задачи, ставшие перед Гражданской авиацией в условиях военного времени диктовали изменения и реформу структуры Управления. 4 сентября 1942 года Управление воздушной магистрали Москва - Иркутск было разделено на два самостоятельных управления ГВФ. Уральское управление Гражданского Воздушного Флота с центром в Свердловске обслуживало участок магистрали от Москвы до Омска, Западно - Сибирское управление ГВФ с базированием в Новосибирске работало на участке магистрали Омск - Красноярск. Руководил управлением в 1942 - 1943 годах Романов Александр Григорьевич.
В состав Уральского управления были переданы подразделения, ранее состоявшие в Уральской авиационной группе: 71-я, 72-я, 73-я, 74-я и 3-я учебные эскадрильи бывшего Управление воздушной магистрали Москва - Иркутск, а также 14-я, 15-я и 53-я эскадрильи бывшей Новосибирской авиационной группы ГВФ. В составе управления были также организованны 3-й транспортный авиаотряд специального применения с базированием в Свердловске и 32 авиаотряд специального применения с местонахождением в Казани. Парк самолётов составляли К-5, ПС-6, ПС-40, «Сталь-3», У-2 и АНТ-9, многие из которых подлежали списанию еще в 1941 году. В состав управления вошли аэропорты: Свердловский (Уктус), Уфимский, Пермский, Казанский, Арзамасский, Янаульский, Челябинский, Магнитогорский, Чистопольский, Ижевский и Чкаловский. 
1 августа 1941 г. на базе Свердловского аэроклуба ОСОВИАХИМА образована 27-я военная авиашкола. В том же году авиашкола была трансформирована в авиационные мастерские. В марте 1942 г. на базе авиационных мастерских была сформирована 723-я стационарная авиационная мастерская, которая производила ремонт разведчиков Р-5, учебно-тренировочных истребителей УТИ-4, истребителей И-16, учебных самолетов По-2, легких самолетов АИР-6, истребителей «Кинг Кобра», транспортных самолетов Ли-2.
 
Руководил Уральским управлением с 1943 по 1945 годы Якубович И.В.
73 учебная эскадрилья лётчиков ГВФ воздушной трассы Москва-Иркутск с 1940 года базировалась в Кургане. В 1943 году её объединили со 101 учебной эскадрильей и была создана Курганская авиашкола первоначального обучения летчиков ГВФ. В учебной эскадрилье и авиашколе за годы войны было подготовлено более полутора тысяч лётчиков на самолётах По-2.
4-й учебно-тренировочный отряд в 1940 году был перебазирован в г. Уфу, в 1942 году в г. Красноуфимск, затем в г. Янаул. 
За годы Великой Отечественной войны 4-й УТО подготовил 1130 пилотов, 55 техников самолетов Ли-2, 250 авиамотористов, 235 радиооператоров.
В связи с тем, что Свердловский аэропорт был перегружен потоком самолетов поступающих по ленд-лизу из США, было принято решение о строительстве в Ижевске аэродрома с бетонной полосой. В 1943 году аэродром был сдан в эксплуатацию. Обслуживал его запасной авиаполк. В 1944 году полк убыл из Ижевска и на освободившейся площадке приказом Начальника Главного управления ГВФ был образован аэропорт Ижевск. Командиром аэропорта был назначен Дмитриев И.С.
В соответствии с приказом Государственного комитета обороны для нужд трассы «Уэлькаль - Москва» в 1943 году вновь организуется Курганский аэропорт. Использовался он как запасной на отрезке трассы Омск - Свердловск, но интенсивность работы была высокой. Только за 1945 год было принято и отправлено 890 самолётов, из них боевых - 151.
С огромным напряжением в годы войны работали для фронта Уральские авиаторы. Осуществлялись перевозки в основном по заданиям оборонных ведомств, таких как Танкопром, Наркомат вооружения, Наркомат боеприпасов. Перевозили срочные военные грузы, запасные части к танкам, боевым самолетам, вооружение, боеприпасы, горючее.
Огромная нагрузка легла на ремонтные предприятия ГВФ. Вследствие того, что многие высококвалифицированные специалисты, кадровые рабочие ушли на фронт, их место заняли женщины, подростки, не имевшие навыков и знаний, необходимых для работы со сложной авиационной техникой.
В военные годы в бригадах ремонтников развернулось движение «двухсотников», выполнявших в смену не менее двух норм - одну за себя, другую - за товарища, ушедшего на фронт.
 
Несмотря на то, что Уральское управление передало во фронтовые формирования ГВФ наиболее подготовленный летный и инженерно-технический состав, свою лучшую материальную часть, в короткое время все тыловые подразделения перестроились на военный лад. Большинство должностей вместо ушедших на фронт мужчин заняли женщины.
В июле1942 года произошло знаменательное для трудного военного времени событие - вновь открылось воздушное сообщение по восьми внутрисоюзным линиям, идущим от Москвы на восток страны через аэродромы Уральского управления.
За этот год производственными авиаотрядами Урала выполнено 5845 заданий по обслуживанию предприятий оборонной промышленности, нужд народного хозяйства и санитарных станций. За год перевезено 11 тысяч 109 пассажиров, 70,2 тонны почты и 715,3 тонны грузов.
22 июня 1941 года, в день начала Великой отечественной войны, на аэродроме Кольцово началось грандиозное строительство взлетно-посадочной полосы с твердым покрытием. ВПП размером 1000 метров была построена в рекордно короткие сроки - за три месяца.
В связи с приближением линии фронта к Москве летом 1941 года в Кольцово был перебазирован НИИ ВВС. За время пребывания в Свердловске Институтом проведено 2200 испытаний, в том числе 209 по самолетам, 173 по моторам, 25 по воздушным винтам, 850 по спецоборудованию, 48 по материалам и конструкциям. Выполнено 306 научно-исследовательских работ. 
Особое внимание заслуживает испытание первого экспериментального истребителя-перехватчика БИ-1 с жидкостно-реактивным (ракетным) двигателем. Первый полёт был выполнен 15 мая 1942 года.
 
Пилотом БИ-1 был капитан Григорий Бахчиванджи. На уникальном для тех лет самолете Григорий Яковлевич совершил шесть полетов. Но седьмой оказался последним в его жизни. При испытании максимальной скорости истребитель потерпел катастрофу.
 
Примечательно, что первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 поднял в небо и испытал тоже воспитанник Урала заслуженный лётчик испытатель СССР, Герой Советского Союза Елян Эдуард Ваганович.
 
Приказом НКО от 25 января 1943 года НИИ ВВС был возвращен в Москву. Аэродром Кольцово был передан гражданской авиации и стал аэродромом совместного базирования. 10 июля 1943 года - день образования гражданского аэропорта Кольцово.
Порт подчинили командованию северо-восточной воздушной транспортной магистрали «Москва-Уэлькаль». Личный состав аэропорта был мобилизован в армию, с выполнением прежней работы в аэропорту. Впервые в истории нашей страны на единой базе были объединены военно-воздушные силы и гражданский воздушный флот.
28 августа 1943 года 3-й транспортный авиаотряд перебазируется с аэродрома Уктус на аэродром Кольцово и организационно объединяется с ним. Теперь Уральское территориальное управление Гражданского Воздушного Флота отвечало за воздушные линии на огромном пространстве Предуралья, Урала и Зауралья. На этих территориях располагаются Свердловская, Пермская, Челябинская области, а также Татарская, Башкирская и Удмуртская автономные республики.
В годы войны произошли серьезные изменения в службе движения. Так в 1944 году было введено эшелонирование полётов самолётов по высоте, начала функционировать в районе аэродрома радиотелефонная связь с экипажами самолётов. Диспетчеры службы движения стали назначать высоту полёта (эшелон), сообщать экипажам погоду в районе аэродрома, курс взлёта и посадки.
С 1945 года по 1946 год Уральским управлением руководил Казьмин Михаил Павлович. В эти годы Уральское территориальное управление ГВФ продолжало наращивать темпы работы по обслуживанию фронта и тыла.
 
За период Великой Отечественной войны авиаторами Уральского управления ГВФ было налетано свыше 123 тысяч часов, грузооборот составил более 15 миллионов 900 тысяч тонно-километров, перевезено около 48 тысяч пассажиров, 780 тонн почты, 5600 тонн грузов.

Транспортная работа была основой, но, кроме неё, авиация Урала выполняла самые разнообразные задачи: полеты по задания санитарных станций Министерства здравоохранения, постоянное авиапатрулирование лесов для предупреждения пожаров в Свердловской, Челябинской и Тюменской областях, борьбе с личинками малярийного комара путем опыления болотистых мест в Татарской АССР и многие другие.