Уральские лётчики в небе войны

Тысячи пилотов и авиамехаников Уральского управления ГВФ, воспитанников Уральских аэроклубов, призванных в Военно-Воздушные Силы героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны.
Среди них был пилот Свердловского авиационного отряда на линии ГВФ Москва-Иркутск Николай Александрович Ищенко, который ещё в мирное время показал себя профессиональным лётчиком и решительным командиром. В декабре 1935 года, выполняя пассажирский рейс на подходе к аэропорту Уктус на самолёте «Сталь-3» оборвалось крепление правой лыжи, которая приняла вертикальное положение. По команде Ищенко бортмеханик Домрачев вылез на шасси и ногой удерживал задник лыжи во время посадки. За проявленное мужество и мастерство командир экипажа и бортмеханик были награждены орденами «Знак Почёта».

 

Н.А. Ищенко с первого дня на фронте в должности заместителя командира эскадрильи 212-го отдельного дальнебомбардировочного авиационного полка. 30 июня 1941 года при выполнении задачи по разрушению переправы через реку Березина у города Бобруйска бомбардировщики были атакованы двадцатью «мессершмиттами». В неравном бою Ищенко сбил один самолёт противника и подбил второй. Но и его самолёт был подбит, а сам он тяжело ранен. На горящем самолёте он перетянул через линию фронта и выбросился с парашютом.
Отважный лётчик много дней находился в госпитале. А потом заключение врачей: «Запретить летать» и направление в Свердловск для работы в ГВФ. После долгих настоятельных просьб он добивается возвращения в авиацию. Весной 1942 года Н. А. Ищенко направляется в 746-й авиационный полк дальнего действия командиром корабля, а с марта 1943 года он командир эскадрильи этой же части, позднее получившей название 25-го гвардейского Орловского тяжелобомбардировочного авиационного полка.
9 июля 1942 года при бомбёжке скопления войск противника на станции Орёл один из моторов корабля ПЕ-8 Николая Ищенко был выведен из строя снарядом противника.

 

При возвращении на аэродром на высоте 120 метров отказали остальные моторы. В тёмную ночь Ищенко посадил бомбардировщик на оказавшийся вблизи лес и спас жизнь экипажу. А через два дня он снова летел на выполнение боевого задания. Гвардии майор Ищенко вместе с эскадрильей успешно бомбил вражеские объекты в районах Курска, Вязьмы, Кременчуга и многих других. Он трижды бомбил Варшаву и Кёнигсберг, дважды - Хельсинки и Тильзит.
Под его командованием эскадрилья совершила 266 ночных боевых вылетов.
За образцовое и успешное выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество, доблесть и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1943 года майору Н. А. Ищенко присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 

Ещё один пилот линии ГВФ Москва-Иркутск Даньщин Сергей Петрович добровольцем ушёл в Красную Армию в июле 1941 года. Воевал в дальней бомбардировочной авиации. В качестве командира экипажа бомбардировщика совершил 201 боевой вылет (из них 196 - ночью), участвовал в нанесении бомбовых ударов по военным объектам Берлина, Будапешта, Бухареста. Участник Сталинградской битвы. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом мужество и героизм 25 марта 1943 года Сергею Петровичу Даньщину было присвоено звание Героя Советского Союза. В ночь на 11 сентября 1943 года экипаж гвардии майора Даньщина не вернулся с выполнения боевого задания.
Начинал свою авиационную карьеру в Гражданской авиации и уроженец Шумихинского района Курганской области Пётр Григорьевич Агеев.

 


В 1933 году окончил 3-ю объединённую школу пилотов и авиатехников гражданского воздушного флота в город Балашов и был назначен лётчиком-инструктором, а через год - начальником авиаотряда.
С 1940 года в Красной армии. Окончил Астафьевскую военную авиационную школу. С 1942 году воевал в 182-й истребительном авиаполку 105-й истребительной авиадивизии ПВО страны. 14 июля 1942 года старший лейтенант Агеев П. Г., возвращаясь на аэродром после группового боя, происходившего над городом Ростов-на-Дону, обнаружил вражеский бомбардировщик Не-111. Так как боезапас после воздушного боя закончился, лётчик пошёл на таран. Произвел посадку на своём аэродроме.
Впервые в дивизии стал применять тактику лётчика-охотника. В первом таком вылете «на охоту» Агеев сбил Ме-110, фотографировавшего наши позиции. 7 сентября 1942 года вступил в бой с четырьмя Me-109. Был тяжело ранен, но из боя не вышел. Сбил один «мессершмитт», другой принудил к посадке на советский аэродром.
К началу 1943 года старший лейтенант Агеев совершил 160 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы - один самолёт противника.
14 февраля 1943 года старшему лейтенанту Агееву Петру Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза.
После тяжелого ранения он потерял правую руку. Несмотря на это вернулся в строй. Был старшим помощником начальника отдела боевой подготовки 1-й воздушной истребительной армии ПВО страны. Продолжал летать на По-2.
Покрыли себя неувядаемой славой и многие другие уральские лётчики, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны.

 

 

На памятнике, установленном в аэропорту Уктус (г. Арамиль) имена 28 воинов, не вернувшихся с фронта.
В начале войны Свердловский аэроклуб преобразуют в 27-ю авиационную школу Уральского военного округа, а позже в запасной авиационный полк.
В декабре 1941 г. формируется и отправляется под Москву 734-й ночной бомбардировочный авиационный полк, укомплектованный в основном из лётного и технического состава Свердловского аэроклуба. Командиром полка назначается Герой Советского Союза майор Летучий. Через некоторое время вместо майора Летучего командиром полка назначают бывшего командира звена Свердловского аэроклуба Стяжкова А.В.

 

Почти всем лётно-технический составом и техникой убыл на фронт и Нижнетагильский аэроклуб. Сначала он перебазировался в Свердловск на аэродром «Арамиль». Здесь собственными силами в полевых условиях учебные самолёты У-2 были переоборудованы в боевые лёгкие бомбардировщики. Лётный состав прошёл переподготовку по бомбометанию в ночных условиях. Затем из числа лётно-инструкторского состава и курсантов был сформирован 698-й легкобомбардировочный авиационный полк.
Эта часть свой боевой путь начала в декабре 1941 года на аэродроме «Дягилево» г. Рязани. Затем были аэродромы Тулы, Калуги, Мосальска. В 1942 году полк был расформирован. Лётно-технический состав отправлен в тыл на переучивание на новый тип самолёты ИЛ-2. После переучивания лётно-технический состав был направлен на пополнение других авиационных частей.

 


С конца 1940 года в г. Кургане базировалась 73 учебная эскадрилья лётчиков ГВФ. Первый выпуск курсантов состоялся в августе 1941 года и почти в полном составе был направлен в боевые части.
Практически в полном составе в действующую армию также были призваны пилоты и авиатехники Челябинского авиаотряда.
С началом войны из летчиков - инструкторов и учебных самолётов Магнитогорского аэроклуба была создана авиаэскадрилья, которая отличилась в боях за Родину. Одиннадцать Магнитогорских учлётов были удостоены звания Героя Советского Союза.
15 августа 1941 года Кировский авиаотряд № 252 в составе 15 экипажей был направлен на фронт. В г. Вязьма он был включен в состав первой особой западной авиагруппы ГВФ.
27 июля 1941 года почти весь лётный состав аэропорта Ижевск убывает на фронт. Остается один самолёт Р-5, прикомандированный к оружейному заводу.
В начале 1943 года в Нижний Тагил передислоцируется Калужский аэроклуб, продолживший эстафету подготовки авиационных кадров на Урале. В мае того же года из Калужского аэроклуба и планерного звена Нижнетагильского аэроклуба создаются два отряда: планерный и парашютный, которые затем преобразуются в парашютно-планерный клуб. Перед клубом ставилась задача ежегодно готовить 50 планеристов на грузовых планерах и 400 парашютистов для воздушно-десантных войск. За первое место и успешное выполнение государственного плана среди парашютно-планерных клубов страны приказом народного комиссара обороны СССР в 1943 году клуб был награжден переходящим Красным Знаменем, которое удерживал до 1946 года. Также был поощрен и личный состав клуба.
Значительный вклад в победу над врагом внесли выпускники уральских аэроклубов. Среди них прославленные ассы, имя которых знала вся страна.
 
Александр Петрович Силантьев, родился в Свердловске.

 

 

С 1934 года работал слесарем на заводе «Металлист». Одновременно занимался авиационным спортом: с сентября 1935 года - инструктор-планерист в Первоуральской планерной станции, с апреля 1937 года - инструктор Свердловского аэроклуба.
В боях Великой Отечественной войны с первого дня, провёл несколько боевых вылетов 22 июня 1941 года. Сражался на Западном фронте. Первую победу одержал 23 июня 1941 года. В августе 1941 года переведён в 160-й авиационный полк на должность заместителя командира эскадрильи, затем стал штурманом этого полка.

 

 

 

В составе полка воевал на истребителе ЛаГГ-3 на Ленинградском и Волховском фронтах. Хорошо проявил себя в неравных воздушных боях первых месяцев войны, так, в одном бою 29 октября 1941 года сбил сразу два немецких бомбардировщика Ju-88. К декабрю 1941 года совершил 203 боевых вылета, провёл 23 воздушных боя, в которых лично сбил 7 самолётов противника. За эти подвиги указом Президиума Верховного Совета СССР удостоен звания Героя Советского Союза.
В бою 15 апреля 1942 года одержал свою последнюю победу, но и сам был сбит, получив также тяжёлое ранение. С января 1943 года до конца войны был инструктором-лётчиком- штурманом Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС РККА, почти постоянно находился в командировках в действующей армии на Воронежском, Юго-Западном, Карельском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. К концу войны совершил 359 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, в которых сбил лично 8 самолётов противника. Ещё 16 самолётов сжёг на земле при штурмовках вражеских аэродромов.
После войны командовал авиационными частями, служил в Главном штабе ВВС и в Генеральном штабе. С октября 1969 года - начальник Главного штаба - первый заместитель Главнокомандующего ВВС. Воинское звание маршал авиации присвоено 19 февраля 1976 года. С июня 1978 года - заместитель Главнокомандующего ВВС.

Выпускник Свердловского аэроклуба Одинцов Михаил Петрович призван в Красную Армию в 1938 году.

 


Учитывая исключительные лётные навыки и неоднократные личные просьбы, Одинцов М. П. был в неполные 17 лет был принят в Пермскую военную школу пилотов. Затем направлен в Энгельсскую военную школу лётчиков. В мае 1940 года окончил училище, Одинцову М. П. было присвоено звание младший лейтенант, и он был назначен в 62-й авиационный разведывательный полк.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Первый боевой вылет произвёл 23 июня 1941 года. В одном из боев Су-2 Одинцова М. П. получил повреждения, Одинцов М. П. и штурман Червинский были ранены, при вынужденной посадке оба получили тяжёлые травмы. Одинцов М. П.

 

 


После семи месяцев в госпитале, получив заключение военно-медицинской комиссии о негодности к летной и временной негодности к строевой службе вообще, самовольно явился в свой полк, и более года летал, бинтуя руку. Освоил самолёт Ил-2, на котором воевал до Победы. Воевал на Брянском, Степном, Сталинградском, Воронежском, Калининском и 2-м Украинском фронтах. Действия М. П. Одинцова всегда отличали храбрость, высокое пилотажное и тактическое мастерство. За время войны Одинцов М. П. сбил в воздушных боях 14 самолётов противника, что является наивысшим достижением среди лётчиков-штурмовиков. М. П. Одинцов к концу войны совершил 215 боевых вылетов, завершил войну дважды Героем Советского Союза, в звании гвардии майора. После войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1959 году окончил Академию Генерального штаба ВС СССР с отличием. Командовал авиационным полком, дивизией и авиацией Московского военного округа.
В Свердловском кружке планеристов учился будущий дважды Герой Советского Союза, один из лучших асов Великой Отечественной войны уроженец деревни Худяково (ныне посёлок Зайково Ирбитского района) Григорий Андреевич Речкалов.

 

 


Когда Григорий Речкалов учился в школе, его семья переехала в село Бобровку под Свердловском, и он закончил там 6 классов в школе посёлка Большой Исток. С 14 лет начал трудовую деятельность электромонтёром на местном мельничном заводе. Позднее он переехал в Свердловск и начал учиться в фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода. В то же самое время он начал заниматься в кружке планеристов.
В 1937 году он был по комсомольской путёвке направлен в Пермскую военную школу лётчиков и в 1939 году в звании сержанта был зачислен в З55-й авиационный истребительный полк в Кировограде.
За день до начала войны Речкалов проходил врачебно-лётную комиссию и был забракован по причине обнаруженного дальтонизма. Однако 22 июня, когда он вернулся в часть, начальник штаба полка дал ему срочное задание по доставке документов и на медицинское заключение даже не посмотрел.
Первую воздушную победу он одержал 27 июня на истребителе И-153 «Чайка», сбив реактивным снарядом Me-109. Уже за первый месяц войны Григорий Речкалов сбил 3 вражеских самолёта, был ранен сам, но привёл самолёт на аэродром. В апреле 1942 года сбежал из госпиталя в свой полк, который к тому времени получил звание гвардейского и стал именоваться 16-й гвардейский истребительный авиационный полк.
В полку он освоил американский истребитель «Аэрокобра». С весны 1943 года полк вступил в бои с противником на Кубани. За первые две недели боёв Григорий Речкалов сбил 19 самолётов противника, причём в трёх боевых вылетах он сбил по 2 самолёта, а в одном - 3. 24 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 


К июню 1944 года заместитель командира полка Речкалов совершил 415 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях и сбил лично 48 самолётов противника и 6 в группе.
1 июля 1944 года удостоен второй медали "Золотая Звезда".
Всего за время войны Речкаловым было совершено 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя в которых он сбил 61 самолёт противника.
После войны Григорий Речкалов продолжал службу в военно-воздушных силах, в 1951 году окончил Военно-воздушную академию. В 1959 году он был уволен в запас. Жил в Москве, с 1980 года - в г. Жуковском Московской области. Умер 22 декабря 1990 года в Москве. Похоронен в посёлке Бобровский (Сысертский район Свердловской области).
Окончил аэроклуб в уральском городе Талица и Виктор Васильевич Кирилюк - лётчик-истребитель, в возрасте 22 лет ставший самым молодым истребителем-асом, одержавшим в воздухе более 30 официальных побед.

 

 


С 1941 года в Советской Армии. Окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. С января 1943 года служил в 116-м истребительном авиационном полку.
Первые боевые вылеты Кирилюк провёл на ЛаГГ-3 в январе 1943 года в возрасте 18-ти лет. Воевал на Северном Кавказе, над Днепром, освобождал Украину, Румынию, Болгарию, Венгрию, Австрию.
11 августа 1943 года над Северским Донцом шестёрка Ла-5, ведомая Кирилюком, атаковала большую группу вражеских бомбардировщиков, смешала неприятельские порядки и сбила несколько машин. Его самолёт получил тяжёлые повреждения. Выйдя из схватки и приземлившись на расположенном недалеко своём аэродроме, он вновь поднялся в воздух на другом исправном самолете и сбил ещё один Ю-87.Трижды в воздушных боях Кирилюк одерживал двойные победы и однажды - тройную.
Свои последние боевые вылеты провёл над Веной.

 

 


Войну закончил старшим лейтенантом, заместителем комэска 31-го иап. За время войны провёл 620 боевых вылетов, в 130 воздушных боях одержал 32 личные и 9 групповых побед. Герой Советского Союза. Награждён орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Одним из прославленных асов Великой отечественной войны был уроженец Курганской области дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), ас, лётчик-истребитель, генерал-майор авиации Кирилл Алексеевич Евстигнеев, окончивший аэроклуб в г. Челябинске.

 

 


В армии с сентября 1938 года, с 17 марта 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. Участвует в боях на Курской дуге. К ноябрю 1943 года старший лейтенант Евстигнеев совершил 144 боевых вылета, им лично было сбито 23 вражеских самолёта и 3 самолёта в группе. 2 августа 1944 года командиру эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка старшему лейтенанту Евстигнееву Кириллу Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
К октябрю 1944 года гвардии капитан Евстигнеев совершает ещё 83 вылета, в результате которых им было сбито 20 самолётов. 23 февраля 1945 года командир эскадрильи 178-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Евстигнеев Кирилл Алексеевич награждён второй медалью «Золотая Звезда».
В апреле 1945 года в третий раз представлен к званию Героя Советского Союза, но представление было отклонено Президиумом Верховного Совета СССР.
К весне 1945-го года совершил около 300-т боевых вылетов, участвовал почти в 120-ти воздушных боях, сбил 53 самолёта врага лично,3 в группе.
Войну прославленный лётчик закончил в Венгрии заместителем командира 178-го гвардейского истребительного авиационного полка.
После Победы командовал истребительным авиаполком, служил последовательно начальником штаба Качинского ВВАУЛ, начальником оперативного отдела штаба ВВС Северо-Кавказского военного округа, заместителем командующего 73-й воздушной армией (Киев), начальником штаба ВВС Северо-Кавказского военного округа, первым заместителем командующего ВВС Северо-Кавказского военного округа, в Управлении учебных заведений Главного штаба ВВС. В 1966 году присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
В Книгу памяти Свердловской области внесены имена 45 летчиков Героев Советского Союза, Курганской области - 16 лётчиков, Челябинской области - 35 летчиков челябинцев и 35 выпускников, в годы войны - Челябинской военной авиационной школы штурманов и стрелков-бомбардиров Авиации Дальнего Действия, в дальнейшем - Челябинское высшее военное авиационное Краснознамённое училище штурманов.
Во время войны на Урал были передислоцированы сотни заводов, но среди них не было ни одного авиационного. Однако уральцы внесли свой вклад в вооружение авиационных частей.
В ноябре 1942 г. они поддержали почин саратовского колхозника Ф. М. Головатого по передаче крупных денежных сумм на военную технику. По 100 тысяч рублей и более внесли 76 сельских тружеников региона, всего они перечислили 7,6 млн рублей.
На средства тружеников Урала были построены и переданы в армию эскадрильи самолётов «Башкирский истребитель», «Комсомолец Башкирии», «Комсомолец Удмуртии», «Свердловский колхозник», «Имени комсомола Молотовской области», «Курганские совхозы», «Молотовский осоавиахимовец».
В соответствии с Приказом НКО СССР «О создании воздушной магистрали Москва - Уэлькаль» от 15 июня 1943 года № 0092 аэродром Кольцово был передан в состав этой магистрали. По ней из США была организована перегонка американских самолётов и перевозка грузов, поставляемых по ленд-лизу.
Истребители и бомбардировщики с американских авиационных заводов доставляли через Канаду на Аляску экипажи пилотов ВВС США. В Фербенксе, на авиабазе Лэдд-филд машины поступали специалистам военной приёмки ВВС Красной армии, а они передавали их личному составу 1-й Краснознамённой Перегоночной авиационной дивизии, штаб которой находился в Якутске. Она состояла из 5-ти авиаперегоночных полков, лётчики которых перегоняли самолёты поэтапно до Красноярска и далее через Омск, Свердловск и Казань до Москвы.
Путь американских самолетов на фронт составлял более 14 тысяч километров. Полёты проходили в сложнейших условиях. На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек.

 

 


За годы войны по трассе Алсиба было доставлено около 8000 самолётов, перевезено сотни тонн различных грузов: военное оборудование, золото, слюда, продовольствие, оборудование для госпиталей, хозяйственные и канцелярские принадлежности, 307 тонн почты (в том числе 187 тонн дипломатической почты), а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и другое.
По трассе Алсиба перемещались дипломаты и военные специалисты, летали послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году вице-президент США Генри Уоллес.