Методические рекомендации по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания Уральского межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы

                      

                                                                              Одобрены

                                                                                   на  методическом совещании

                                                                                   Уральского управления Росаэронавигации

                                                                                     Екатеринбургского ЗЦ ЕС ОрВД и ФГУ «Уральский АПСЦ»

                                                                               (Протокол от 09.10.2009 г. № 8)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО  ПОИСКУ И СПАСАНИЮ В ЗОНЕ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО ПОИСКА И СПАСАНИЯ

УРАЛЬСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

ФЕДЕРАЛЬНОЙ АЭРОНАВИГАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

  • I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1.  Методические рекомендации по поиску и  спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания (далее - Методические рекомендации) Уральского межрегионального управления   Федеральной аэронавигационной службы (далее - Управление) разработаны на основании Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных авиационных правил поиска и спасания в  Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих общий порядок   организации поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей (далее - поиск и спасание), взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации (далее - единая система), а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и являются организационно-методическим документом Управления.

1.2. Положения Методических рекомендаций систематизируют требования  вышеизложенных нормативных правовых актов, определяющих порядок действий должностных лиц при получении сообщения о бедствии и проведении поисково-спасательных операций (работ) (далее - ПСО(Р) и применяются постольку, поскольку они не противоречат  воздушному законодательству Российской Федерации. 

 1.3. Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи при организации и проведении ПСО(Р)  и предназначены для:

должностных лиц организаций, находящихся в ведении Федеральной аэронавигационной службы, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, расчетов  органов ЕС ОрВД, органов пользователей воздушного пространства - органов обслуживания воздушного движения (управления полетами), координационных центров (вспомогательных центров) поиска и спасания, экипажей поисково-спасательных воздушных судов (далее - ПСВС) и региональных поисково-спасательных баз (далее - РПСБ).

  • II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 2.1. Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

 Федеральным законом от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»;

Положением о Федеральной аэронавигационной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2006 №173;

Положением о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 №538;

Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1084;

Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 №530;

Распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  31.03. 2008  № 401-р;

Административным регламентом Федеральной аэронавигационной службы по оказанию государственных услуг по авиационно-космическому поиску и спасанию в Российской Федерации, утвержденным приказом Росаэронавигации от 14 декабря 2006г. №98.  

2.2. Руководителем поисково-спасательных операций (работ) (далее - ПСО(Р) в зоне авиа­ционно-космического поиска и спасания (далее - зона поиска и спасания) Уральского межре­гионального управления Федеральной аэронавигационной службы (далее -Управление), является начальник Управления.

Руководитель ПСО(Р) в районе бедствия назначается решением руководителя в зоне  поиска и спасания.

2.3. Управление силами и средствами при проведении ПСО(Р) осуществляется через оперативные органы единой системы:

региональный оперативный орган - координационный центр поиска и спасания ФГУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» (далее - КЦПС);  

местные оперативные органы - органы ЕС ОрВД,  органы пользователей   воздушного пространства - органы обслуживания воздушного дви­жения (управления полетами).

2.4. Ответственным за организацию и выполнение  ПСО(Р)  в зоне  поиска и спасания, координацию действий авиационных   сил и средств   поиска и спасания (далее - силы и средства) при их применении и за оказание доврачебной и первой медицинской помощи   является директор ФГУ  «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» (далее - ФГУ «Уральский АПСЦ»). 

2.5. Ответственность  за постоянную  готовность сил и средств  в районе поиска несут руководители авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации (далее - авиационные предприятия и организации госавиации),  от которых эти силы и средства выделяются.

2.6. Ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных работ, постоянную  готовность сил и средств  на аэродроме и в районе аэродрома  несет   собственник      аэропорта (аэродрома)  (старший авиационный начальник аэродрома) с правом привлечения сил и средств, базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Организация и проведение аварийно-спасательных работ на аэродроме и в районе аэродрома определяется аварийным планом аэропорта (аэродрома).

2.7.  Все силы и средства независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, задействованные в проведении ПСО(Р) в зоне поиска и спасания Управления, подчиняются региональному оперативному органу единой системы (КЦПС).

Справочные сведения об Управлении и ФГУ «Уральский АПСЦ» приведены в Приложении №1 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.8. По климатогеографическим и гидрометеорологическим условиям зона авиационного поиска и спасания Управления делится на шесть районов:

«Арктическое побережье» - район Мыс Каменского РЦ ЕС ОрВД (территория полуостровов Ямал, Тазовский и западная часть Гыданского полуострова);

 «Север» - районы Салехардского и Тарко-Салинского   РЦ ЕС ОрВД;

 «Восток» - районы Ханты-Мансийского и Сургутского РЦ ЕС ОрВД ;

«Центр» - районы Екатеринбургского и Тюменского РЦ ЕС ОрВД;

«Запад» - районы Кировского и Пермского РЦ ЕС ОрВД;

«Юг» - районы Челябинского,  Курганского РЦ ЕС ОрВД и Магнитогорского ВРЦ ЕС ОрВД;

2.8.1. Авиационно-климатические характеристики районов.

2.8.1.1. «Арктическое побережье».  

Авиационно-климатические характеристики «Арктического побережья» обусловлены его нахождением в арктической и субарктической зонах.

Физико-географические особенности района: Карское море на западе и севере, Обская губа в центре. В течение большей части года акватория моря покрыта льдом - дрейфующим в открытой части и неподвижным у берега. Ширина припая колеблется от 100 метров до 10 километров и более. Образование льда происходит в сентябре-октябре, разрушение в июле-августе. Среднегодовая температура составляет -8,3°, минимальная температура -52°, максимальная температура составляет +28°. Повторяемость метеоусловий с нижним краем облачности 100 метров и видимостью 1 километр и менее составляет около 30%. Туманы наблюдаются от  9 случаев в сентябре до 3-4 случаев в зимние месяцы. Метели начинаются в сентябре,   заканчиваются в июне. В среднем наблюдаются в зимние месяцы по 13-15 раз.

Полярная ночь начинается с 03 декабря и заканчивается 11 января, полярный день начинается 21 мая и заканчивается 24 июля.

Метеорологические условия «Арктического побережья» характеризуются низкой многослойной облачностью, снегопадами, метелями, туманами, сильным ветром и большой вероятностью обледенения.

2.8.1.2. «Север».

Авиационно-климатические характеристики «Севера» обусловлены континентальным климатом. Среднегодовая температура составляет -6,5°; T min = -54°; Т mах = +31°. Преобладают сложные метеорологические условия. Туманы наблюдаются от 4 до 5 случаев в месяц. Метели начинаются в сентябре, максимальное количество 10 случаев - в марте, зимой в среднем 7 дней с метелью. Облачность высотой 100-200 метров наблюдается у передней части циклонов, в среднем 5 случаев в месяц.

Метеорологические условия северной части характеризуются неустойчивостью. В основном наблюдаются сложные метеорологические условия, которые связаны с циклонами, проходящими по арктическому побережью Западной Сибири.

2.8.1.3. «Восток».

Авиационно-климатические характеристики «Востока» обусловлены его расположением на Западно-Сибирской  низменности. Среднегодовая температура составляет  -1,4°; T min = -54°; T max = +37°. Климат континентальный. Туманы наблюдаются в среднем  3-4 раза в месяц. Метели начинаются в октябре, в среднем наблюдаются 4-6 раз в месяц, максимальное количество в марте. В середине зимы территория находится под влиянием Сибирского антициклона. В этот период преобладают простые метеоусловия, иногда по утрам наблюдаются морозные туманы, устанавливается очень низкая температура воздуха. Облачность 100-200 метров наблюдается в передней части циклонов, в среднем 4-5 случаев в месяц.

Наиболее сложные метеорологические условия наблюдаются в восточной части в переходные периоды года. Связаны они с прохождением циклонов.

2.8.1.4. «Запад».

            Авиационно-климатические характеристики «Запада» обусловлены физико-географическими особенностями района: Уральские горы на востоке Пермского района. Климат континентальный. Среднегодовая температура составляет +1,5°; T min = -58°; T max = +36°. Преобладают сложные метеорологические условия. Они связаны с частыми перемещениями циклонов с запада на восток. Погодные условия в Пермском районе, как правило, более сложные, чем в Кировском. Это объясняется натеканием воздушных масс на Уральский хребет. Туманы наблюдаются часто, в период с октября по январь (в среднем 5-6 случаев), в отдельные месяцы их повторяемость составляет 11-12 случаев. В октябре и ноябре по Кировскому району могут наблюдаться адвективные туманы. Метели наблюдаются в период с октября по март, с максимумом в ноябре. Продолжительность метелей до 6 часов. Весной в тыловых частях циклонов могут наблюдаться сильные заряды снега с видимостью 500-1500 метров. В весенне - летний период могут наблюдаться грозы, максимум в июле до 15 случаев.

2.8.1.5.  «Центр» и «Юг».

Авиационно-климатические характеристики «Центра» и «Юга» обусловлены физико-географическими особенностями района: холмистая Зауральская равнина, переходящая на востоке в Западносибирскую низменность, на западе в Уральский хребет.

Наибольшее влияние на направленность синоптических процессов оказывает горный массив Южного Урала. Климат континентальный. Количество пасмурных дней достигает  19-22. Туманы, возникающие в ночные и утренние часы (с заходом и восходом солнца), иногда переходят в низкую облачность и, перемещаясь на высоте 100-200 метров, могут опускаться до земли, повторно закрывая аэродромы. На юге территории наблюдаются адвективные туманы. В среднем 2-4 тумана в месяц, продолжительность их 5-6 часов. Зимнему периоду характерна повторяемость промышленного дыма, особенно в вечерние и утренние часы. Число дней с осадками 12-16. Среднегодовая температура составляет +10°; T min = -47°; T max = +39°. Грозы могут наблюдаться в любое время суток в период с конца апреля по сентябрь, максимум в июне 9-11 случаев.

Особенно неблагоприятные метеорологические условия наблюдаются при прохождении южных циклонов. В летний период центральная часть характеризуется интенсивной грозовой деятельностью. Весной в тыловых частях циклонов наблюдаются интенсивные заряды снега, кратковременно ухудшающие видимость до 500-1000 метров.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКА И СПАСАНИЯ

3.1. Границы зоны поиска и спасания.

3.1..1. Поиск и спасание организуются по зонам поиска и спасания границы, которых совпадают с границами зон Единой системы организации  воздушного движения Российской Федерации (далее - ЕС ОрВД).

3.1.2. Границы зоны поиска и спасания определены приказом Росаэронавигации от 08.05.2009г. № 73 «Об утверждении Перечня зон и районов ЕС ОрВД РФ» и совпадают с  границами Екатеринбургской зоны ЕС ОрВД с координатами:

г.т.(7340,0с 06840,0в), г.т.(7340,0с 07055,0в), г.т.(7259,0с 07428,0в), г.т.(7153,0с 07600,0в), г.т.(7052,0с 07835,0в), г.т.(6840,0с 08000,0в), г.т.(6724,0с 08140,0в), г.т.(6633,0с 08247,0в), г.т.(6327,0с 08448,0в), г.т.(6055,0с 08300,0в), г.т.(6040,0с 08010,0в), г.т.(6050,0с 07730,0в), г.т.(5951,0с 07530,0в), г.т.(5900,0с 07352,0в), г.т.(5810,0с 07248,0в), г.т.(5742,0с 07110,0в), г.т.(5540,0с 06913,0в), г.т.(5523,5с 06909,5в).

далее по государственной границе до геоточки с координатами: (5422,7с 06449,6в),

далее по государственной границе до геоточки с координатами: (5355,0с 06059,5в),

далее по государственной границе до геоточки с координатами: (5159,5с 06000,7в),

г.т.(5231,0с 05830,4в), г.т.(5235,0с 05819,0в), г.т.(5318,0с 05733,0в), г.т.(5342,0с 05752,0в), г.т.(5345,0с 05830,0в), г.т.(5402,0с 05848,0в), г.т.(5414,0с 05841,0в), г.т.(5542,0с 05753,0в), г.т.(5630,0с 05605,0в), г.т.(5630,0с 05340,0в), г.т.(5625,0с 05212,0в), г.т.(5614,0с 05105,0в), г.т.(5718,0с 04755,0в), г.т.(5714,0с 04645,0в), г.т.(5810,0с 04656,0в), г.т.(5846,0с 04500,0в), г.т.(5932,0с 04528,0в), г.т.(6004,0с 04620,0в), г.т.(6020,0с 04840,0в), г.т.(6000,0с 05000,0в), г.т.(6000,0с 05200,0в), г.т.(6015,9с 05256,4в), г.т.(6043,0с 05542,0в), г.т.(6114,0с 05711,0в), г.т.(6142,0с 05655,0в), г.т.(6200,0с 05700,0в), г.т.(6200,0с 05930,0в), г.т.(6335,0с 06000,0в), г.т.(6422,0с 06012,0в), г.т.(6437,0с 06018,0в), г.т.(6600,0с 06232,0в), г.т.(6628,0с 06326,0в), г.т.(6710,0с 06604,0в), г.т.(6745,0с 06722,0в), г.т.(6826,0с 06800,0в), г.т.(6852,0с 06647,0в), г.т.(7050,0с 06540,0в), г.т.(7340,0с 06840,0в).

3.1.3.Границы зон и районов поиска и спасания не должны рассматриваться как препятствие для оказания помощи лицам, терпящим бедствие. Любое поисково-спасательное подразделение   единой системы должно быть готово к выполнению поиска и спасания в любое время и в любом месте, если оно в состоянии сделать это.

3.2. Привлечение к дежурству по поисково-спасательному обеспечению  полетов авиационных сил и средств поиска и спасания, их состав, базирование,  радиусы действия и степени готовности.

3.2.1. ПСО(Р) осуществляются несущими дежурство экипажами ПСВС, спасательными парашютно-десантными группами (далее - СПДГ) и наземными поисково-спасательными командами (далее - НПСК) авиационных предприятий и организаций госавиации.

3.2.2. Привлекаемые  на дежурство воздушные суда оборудованы поисковой аппаратурой, оснащены аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с нормативными документами.

3.2.3. К несению дежурства привлекаются летные экипажи, прошедшие специальную подготовку, имеющие допуск к проведению ПСО(Р) и действующие на основании приказа по авиационному предприятию (организации госавиации).  

3.2.4. Для оказания своевременной помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам (далее - ВС), их пассажирам и экипажам создаются:

3.2.4.1. На аэродромах гражданской авиации региональные РПСБ, укомплектованные авиационными спасателями и медицинскими работниками, имеющими парашютно-десантную подготовку. СПДГ формируется из состава РПСБ, в количестве 2-3 авиационных спасателей. При этом рекомендуется предусматривать возможность привлечения к дежурству не менее одного медицинского работника.

из них не менее одного медицинского работника.

На аэродромах, где РПСБ не созданы, для оказания помощи пассажирам и экипажу, терпящим или потерпевшим бедствие, создаются внештатные СПДГ в составе 6 - 8 человек.

3.2.4.2.На аэродромах государственной авиации - штатные или  нештатные СПДГ создаются в составе 8-10 человек. На дежурство назначаются 2-4 авиационных спасателя, из них не менее одного медицинского работника.

3.3. Личный состав СПДГ (ВПСГ) на борту ПСВС подчиняется командиру экипажа ПСВС и в полете ведет визуальное наблюдение с целью обнаружения места авиационного происшествия, а после десантирования (высадки) - старшему группы и действует в соответствии со сложившейся обстановкой для оказания первой помощи и эвакуации потерпевших бедствие с места авиационного происшествия.

3.4. Для проведения наземного поиска и спасания, создаются:

на аэродромах гражданской авиации - наземные поисково-спасательные команды из работников подразделения авиапредприятия (аэропорта) и личного состава РПСБ в соответствии с аварийными планами аэропорта;

на аэродромах государственной авиации - не менее двух (на полигонах как минимум одна) штатные или нештатные наземные поисково-спасательные команды. 

В состав НПСК входят, как правило, 8-10 человек (в том числе врач/фельдшер и радист). На период  дежурства в распоряжение НПСК выделяется  автотранспорт повышенной проходимости или специальная поисковая техника.

Личный состав  НПСК подчиняется ее начальнику, а начальник команды - руководителю аварийно-спасательных работ (сменному заместителю начальника аэропорта).

НПСК оснащается аварийно-спасательным  имуществом и снаряжением в соответствии с нормативными документами.

3.5. Руководители авиационных предприятий и организаций государственной авиации, чьи ПСВС осуществляют дежурство в единой системе, накануне дня заступления на дежурство до 12.00 местного времени представляют телеграммой  в КЦПС данные о заступающих на  дежурство ПСВС,  их экипажах, СПДГ и НПСК  (на выходные и праздничные дни данные предоставляются накануне на весь период выходных и праздничных дней):

количество, типы выделяемых ПСВС, их заправка и радиус действия;

ведомственная принадлежность;

тип ВС;

фамилии КВС, класс, регистрационный номер ПСВС или позывной командира ПСВС;

минимум погоды для взлета и посадки;

место базирования;

наличие аварийно-спасательного имущества, снаряжения и оборудования;

радиус действия, заправка топливом.

После получения донесений, КЦПС составляет план дежурства сил и средств на предстоящие сутки. План подписывается начальником КЦПС и утверждается начальником Управления. 

КЦПС доводит информацию о дежурных силах и средствах авиационных предприятий и организаций госавиации в зоне поиска и спасания Управления до сведения органов ЕС ОрВД, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и ежедневно докладывает в главный координационный центр поиска и спасания (далее - ГКЦПС).

3.6. Дежурные ПСВС имеют поисковый радиус и запас полетного времени  на поиск и эвакуацию потерпевших бедствие на пределе поискового радиуса, в соответствии с Договором на оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению полетов воздушных судов в зоне поиска и спасания Управления.

3.7. Степени готовности сил и средств:

Сроки готовности к вылету дежурных ПСВС (выходу НПСК) авиационных   предприятий и организаций госавиации с момента получения сигнала бедствия:

30 минут - летом;

45 минут - зимой.

Как правило, переход:

с зимнего на летнее время осуществляется в 00 часов  местного   времени   15 апреля;

с летнего  на зимнее  время осуществляется в 00 часов  местного  времени  15 октября.

О переходе на с зимнего на летнее (с летнего  на зимнее)  время   руководители авиационных предприятий и организаций госавиации информируют КЦПС телеграммой.

3.8. Использование экипажей дежурных ПСВС находящихся в готовности для целей не связанных с поиском и спасанием, запрещается.

3.9. При условии соблюдения установленных сроков вылета на поиск, выделенные на  дежурство ПСВС разрешается использовать (с разрешения КЦПС):

для тренировочных полетов  в районе аэродрома;   

для выброски (десантирования) парашютистов СПДГ в районе аэродрома.  

3.10.  Состав авиационных сил  и средств  поиска и спасания, сроки готовности,  ведомственная принадлежность,   радиус действия, наличие СПДГ и  НПСК  приведены в  таблице, Приложение № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

4.  Несение дежурства и привлечение авиационных  сил и средств   поиска и спасания к  проведению ПСО(Р):

4.1. Время заступления на дежурство экипажей ПСВС осуществляющих:

круглосуточное дежурство - как правило, в 08.00   местного времени каждых суток;

дежурство по регламенту -   в соответствии с регламентом работы аэропорта.

Экипаж ПСВС и СПДГ находятся на борту ВС или в специальных помещениях, оборудованных в соответствии с   нормативными документами.

4.2. Назначаемые на дежурство экипажи ПСВС проходят:

специальную наземную и летную подготовку в соответствии с Программами подготовки летного состава конкретного типа ВС;

предварительную подготовку к поисково-спасательным полетам в объеме и сроках, предусмотренных нормативными актами, определяющими порядок летной подготовки;

инструктаж. 

Инструктаж проводится перед заступлением на дежурство (накануне) лицами  командно-летного состава. В ходе инструктажа  поисково-спасательный экипаж:

получает задачу на дежурство;

уточняет особенности выполняемых полетов;

уточняет режим работы радиотехнических средств в районе полетов;

определяет конкретные меры по обеспечению безопасности полетов.

4.3. Перед заступлением на дежурство экипаж:

изучает  Инструкцию экипажу дежурного ПСВС и требования руководящих документов по поиску и спасанию;

проходит предполетную подготовку ПСВС, обратив особое внимание на исправность и работоспособность поисковой аппаратуры и десантного оборудования;

проверяет наличие и состояние аварийно-спасательного имущества и снаряжения на  борту ПСВС, наличие карт (1:200000 - район поиска и спасания, 1:500000 - зоны  поиска и  спасания), палетки  и штурманского снаряжения;

изучает фактическое состояние и прогноз погоды на период дежурства;

проверяет исправность каналов связи для получения команды на вылет;

проверяет готовность СПДГ;

проходит предполетный медицинский контроль;

докладывает руководителю полетов (далее - РП)   о готовности к дежурству экипажа, ПСВС и СПДГ.

14.5. Перед заступлением на дежурство специалисты СПДГ:

изучают  инструкцию СПДГ и требования руководящих документов по поиску и спасанию;

проводят предпрыжковую подготовку, обратив особое внимание на исправность и работоспособность парашютно-десантного снаряжения;

проверяют наличие и состояние аварийно-спасательного имущества и снаряжения и при наличии технической возможности загрузить его на борт ПСВС;

изучают фактическое состояние и прогноз погоды на период дежурства;

проверяют исправность каналов связи для получения команды на вылет;

проходят предполетный медицинский контроль;

докладывают   командиру ПСВС о готовности к дежурству.

14.6. Начальник НПСК  назначается приказом руководителя авиапредприятия (аэропорта). Перед заступлением на смену начальник НПСК проверяет:

укомплектованность команды  личным составом;

знание составом команды своих обязанностей при проведении ПСО(Р);

экипировку и наличие необходимого личного снаряжения;

готовность транспортных средств и наличие схем автомобильных дорог;

исправность средств связи;

наличие и состояние аварийно-спасательного имущества и снаряжения.

О готовности НПСК к проведению ПСО(Р) руководитель команды докладывает руководителю аварийно-спасательных работ (сменному заместителю начальника аэропорта), РП.  

14.7.  Силы и средства привлекаются к проведению ПСО(Р) в случаях, если:

а) получен сигнал бедствия с борта ВС;

б) получен доклад от экипажа ВС, наблюдавшего бедствие;

в) получено сообщение о ВС, терпящем или потерпевшем бедствие от очевидцев бедствия;

г) получено сообщение о ВС, терпящем или потерпевшем бедствие от правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления;

д) ВС не прибыло в пункт назначения в течение  10 минут после расчетного времени и радиосвязь с ним отсутствует в течение более 5 минут (за исключением полета  ВС, выполняемого в уведомительном порядке использования воздушного пространства);

е) экипаж ВС получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время, а радиосвязь с ним потеряна;

ж) радиосвязь с экипажем ВС потеряна и одновременно пропала отметка ВС на экране аппаратуры отображения радиолокационной информации или   потеряна радиосвязь более чем на 5 минут, если радиолокационный контроль не осуществлялся;

з) осуществляется спуск с орбиты искусственного спутника Земли, спускаемого аппарата, спуск при аварии ракеты-носителя. 

15.Аварийное оповещение авиационных поисково-спасательных служб единой системы о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие.

15.1. Для приема и передачи сообщений о ВС, терпящих или потерпевших бедствие на территории Российской Федерации, используются радиотехнические средства обеспечения полетов и авиационной электросвязи авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации.

15.2.  Информация о ВС, терпящем или потерпевшем бедствие, в установленном порядке передается в КЦПС,  по каналам (средствам) связи, обеспечивающим максимальную оперативность их прохождения с немедленным оповещением дежурных сил и средств.

15.3.  Для приведения сил и средств поиска и спасания в готовность применяются единые сигналы оповещения: «Тревога» и «Готовность».

 Сигнал «Тревога» подается, если    ВС и находящимся на его борту людям грозит серьезная и непосредственная опасность или требуется немедленная помощь («стадия бедствия»). При получении сигнала «Тревога» дежурные силы и средства проводят подготовку и по команде убывают к месту происшествия, в установленные сроки готовности.

Сигнал «Готовность» подается, если существует неуверенность или опасение за безопасность  ВС и находящихся на его борту людей («стадия неопределенности», «стадия тревоги»). При  получении  сигнала  «Готовность»  дежурные  силы  и  средства  проводят подготовку и приводятся  в готовность к немедленному вылету.

15.4. Оповещение дежурных сил и средств осуществляется руководителем полетов, объявлением  сигнала  "Тревога" («Готовность») по системе громкоговорящей, радио связи и/или телефонам, согласно схем разработанных для местных условий, должностных инструкций и технологий. Сигнал оповещения должен  передаваться громко, разборчиво и повторяться дважды.  Время разового оповещения не должно превышать 25 секунд.     

Схема оповещения о бедствии и вызове дежурных сил и средств приведена  в  Приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

16. Перечень органов и должностных лиц, имеющих право  давать распоряжение на подъем дежурных сил и средств  при получении сигнала бедствия и при проверках их готовности.

16.1. Право давать распоряжения на подъем дежурных сил и средств при получении сигнала бедствия и при проверках их готовности предоставляется:

а) Главному координационному центру поиска и спасания (федеральному оперативному органу единой  системы) - начальнику смены;

б) Координационному центру поиска и спасания (региональному оперативному органу единой системы) - начальнику смены;

в) Уральскому межрегиональному управлению Федеральной аэронавигационной службы (региональному руководящему органу единой системы) - начальнику Управления или должностным лицам по его поручению;

г) представителям Федеральной аэронавигационной службы, выполняющим контрольные и надзорные функции;

д) руководителям авиационных предприятий и организаций госавиации,   осуществляющих поиск и спасание (на аэродромах базирования сил и средств);  

е) органам пользователей воздушного пространства - органам обслуживания воздушного движения (управления полётами) (местному оперативному органу единой системы) - руководителям полетов.

Должностные лица и органы, указанные в подпункте «д» и «е» имеют право давать распоряжения на подъём дежурных сил и средств с последующим немедленным докладом в вышестоящий орган обслуживания воздушного движения (управления полётами) и КЦПС.

16.2. При проведении учений,  проверки готовности дежурных сил и средств их вылет (выход) должен быть предварительно согласован с начальником Управления (через КЦПС).

16.3. Во всех случаях подъем сил и средств производится с уведомлением соответствующих органов Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны.

17. Порядок действий должностных лиц авиационных предприятий и организаций государственной  и экспериментальной авиации, расчетов  органов ЕС ОрВД, органов пользователей воздушного пространства - органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и координационных центров (вспомогательных центров) поиска и спасания при получении сообщения о бедствии и проведении ПСО(Р).

17.1. Должностные лица авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, которым стало  известно о потерпевшем бедствие ВС, обязаны немедленно оповестить об этом    начальника Управления через  КЦПС.

 17.2. Первый доклад в КЦПС о ВС, терпящем или потерпевшем бедствие, должен по возможности,  содержать следующую информацию:

время получения информации о бедствии и ее источник;

время, место и характер бедствия, тип ВС аэродром вылета и посадки;

ведомственная (государственная) принадлежность ВС;

наличие у потерпевших бедствие аварийно-спасательного имущества и снаряжения;

фамилия командира ВС, позывной, состав экипажа и количество пассажиров;

меры, принятые по обеспечению поиска и оказанию помощи.

Оперативная передача первого доклада обеспечивает своевременное развертывание ПСО(Р) и оказание помощи потерпевшим бедствие.

17.3.  Первоначальное донесение о ВС, терпящем или потерпевшем  бедствие, передаваемое в КЦПС, должно, по возможности, содержать следующую информацию:

вид события (авиационное происшествие, инцидент, чрезвычайное происшествие);

дата, время (местное и скоординированное всемирное (UTC), место происшествия;

тип, государственный и регистрационный опознавательный знаки, принадлежность ВС;

наименование владельца, эксплуатанта, если такой имеется;

метеоусловия в момент происшествия;

фамилию, имя, отчество командира ВС (проверяющего и его должность);

характер задания, номер рейса с указанием начального пункта вылета и пункта назначения;

последний пункт вылета и намеченный пункт посадки;

предполагаемое местоположение ВС, потерпевшее бедствие, относительно какого-либо легко определяемого географического пункта, с указанием геодезических координат;

физико-географическую характеристику местности, где произошло событие;

обстоятельства события, достоверно известные к моменту подачи донесения;

число членов экипажа и пассажиров на борту ВС, в том числе погибших и получивших телесные повреждения, а также число погибших и получивших телесные повреждения лиц, не находившихся на борту ВС;

гражданство пассажиров;

наличие и характер опасных грузов на борту;

степень повреждения ВС;

наличие у потерпевших бедствие аварийно-спасательного имущества и снаряжения;

принятые меры по обеспечению поиска и спасания и оказанию помощи;

другие достоверные сведения о событии, известные к моменту передачи донесения.

Отсутствие каких-либо из указанных сведений не должно задерживать передачу первоначального донесения. В донесении не должны содержаться предположительные сведения об обстоятельствах и причинах происшествия.

17.4.  Действия должностных лиц авиапредприятий и организаций государственной  и экспериментальной авиации, расчетов  органов ЕС ОрВД, органов пользователей воздушного пространства - органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и координационных центров (вспомогательных центров) определяются должностными инструкциями и технологиями работы, разработанными в    соответствии требованиями нормативных правовых актов.  

17.5.  Руководитель полётов (старший диспетчер), получив сообщение о бедствии ВС:

объявляет  сигнал "Тревога" для дежурного ПСВС;

докладывает  о бедствии в КЦПС (телеграф, телефон);  

уточняет район и характер бедствия;

при возможности перенацеливает  в район бедствия   экипажи самолетов (вертолетов), находящихся в воздухе;

дает команду на включение необходимых средств радиотехнического обеспечения полетов в районе аэродрома и в районе бедствия;

после принятия Решения на ПСО(Р), ставит задачу  экипажу дежурного ПСВС на поиск и спасание, указав объект поиска, район поиска, координаты начала поиска, способ поиска, высоту полёта в районе поиска;

управляет силами и средствами в ходе ПСО(Р), до прибытия Руководителя ПСО(Р) в районе бедствия ВС;

ограничивает  (при необходимости) полеты в районе бедствия;

обеспечивает  соблюдение мер по обеспечению безопасности полетов ПСВС;

информирует КЦПС, руководителя ПСО(Р) в районе бедствия ВС о ходе ПСО(Р);

17.6.  Начальник смены КЦПС, при получении информации о  бедствии ВС:  

подтверждает или объявляет сигнал "Тревога" для дежурного ПСВС;

если сообщения о бедствии ВС было получено из другого источника, оценивает обстановку определяет, какой аварийной стадии соответствует данная ситуация (стадии - неопределённости, тревоги или бедствия), принимает решение и уведомляет соответствующий орган ОВД;

устанавливает местонахождение ВС (определяет размер района  бедствия);

организует сбор, обработку и анализ информации о ВС, терпящем или потерпевшем бедствие;

уточняет метеообстановку в районе бедствия и на аэродроме базирования дежурных сил и средств, запас светлого времени;

докладывает начальнику Управления,  в ГКЦПС, директору ФГУ  «Уральский АПСЦ», о факте бедствия и  принятых мерах;

готовит руководителю ПСО(Р) предложения для принятия решения на проведение ПСО(Р); 

доводит принятое Решение до местного оперативного органа в районе бедствия ВС;

обеспечивает руководство проведением ПСО(Р) через местный оперативный орган в районе бедствия ВС;

организует взаимодействие местных оперативных органов, а также координацию действий между ними;

уведомляет взаимодействующие КЦПС, от которых может потребоваться помощь или которых может касаться данная ПСО(Р);

организует  оповещение и взаимодействие по линии оперативных служб с федеральными органами исполнительной власти, авиационными предприятиями и организациями, задействованными в проведении ПСО(Р); 

организует  замену вылетевшего на проведение ПСО(Р) дежурного ПСВС другим ВС с экипажем, подготовленным к ПСО(Р);

в процессе проведения ПСО(Р)  в зависимости от обстановки, готовит предложения по наращиванию  сил и средств и их использованию,  применению сил и средств соседних зон поиска и  спасания или других ВС по согласованию с руководителями авиапредприятий и организаций.  

готовит предложения по привлечению медицинских учреждений для оказания помощи пострадавшим и  организует их оповещение;

организует контроль за полетами ПСВС, действиями СПДГ, НПСК, а также обеспечение мер безопасности в ходе ПСО(Р);

 постоянно информирует начальника Управления,  ГКЦПС   и директора ФГУ «Уральский АПСЦ»  о результатах поиска и принятых мерах в ходе проведения ПСО(Р);

 ведет  план ПСО(Р) на карте;

 анализирует ход выполнения ПСО(Р);

представляет предварительные итоги проведенной ПСО(Р)  начальнику Управления, ГКЦПС и директору ФГУ «Уральский АПСЦ».

17.7.  Начальник смены ЗЦ ЕС ОрВД при получении информации о  бедствии ВС:

 немедленно передает информацию об авиационном событии в КЦПС и в адреса согласно Табеля сообщений;

уточняет информацию об авиационном событии и передает в КЦПС;

оказывает содействие КЦПС в сборе необходимых дополнительных сведений, касающихся авиационного события (метеоинформация, количество пассажиров и членов экипажа на борту ВС и т.д.);

обеспечивает приоритет по ИВП в районе ПСО(Р) в отношении ПСВС, осуществляющих поиск и спасание;

на основании представления местного оперативного органа вводит в районе ПСО(Р), в установленном порядке, временный (местный) режим или кратковременные   ограничения на использование воздушного пространства (далее - ИВП);

17.8.  Руководитель ПСО(Р) в зоне поиска и спасания после сбора, обработки и анализа информации о ВС терпящем или потерпевшем бедствие, принимает решение на начало поисково-спасательной операции (работы), при этом учитывается:

характер бедствия;

тип и класс ВС;

задача, выполняемая экипажем ВС;

количество членов экипажа ВС, наличие пассажиров,  груза и лиц его сопровождающих,

высота, скорость и направление полета ВС;

местонахождение ВС;

удаление мест базирования   сил и средств, а также дополнительно привлекаемых сил и средств от места (района) бедствия;

радиус действия ПСВС, и возможные пункты заправки топливом;

возможность применения сил и средств, в соответствии с физико-географическими, климатическими и метеорологическими условиями;

возможность применения сил и средств, находящихся в непосредственной близости от места (района) бедствия;

уровень подготовки привлекаемых экипажей  ВС;

целесообразность привлечения дополнительных сил и средств;

возможность организации постоянного контроля за действиями сил и средств и надежного управления ими при проведении ПСО(Р);

введение   ограничений использования воздушного пространства в районе ПСО(Р).

17.9. Принятое  руководителем ПСО(Р)  в зоне  поиска и спасания решение, КЦПС немедленно доводит до местного оперативного органа и организует  его исполнение.

17.10. Принятое  решение КЦПС оформляет  в виде  плана ПСО(Р),  который утверждается  руководителем ПСО(Р) в зоне поиска и спасания, докладывается в ГКЦПС  и доводится до исполнителей.

План ПСО(Р) оформляется на карте масштаба 1:500 000 (на визуальный поиск - масштаб карты 1:200 000), на которой отображается решение руководителя ПСО(Р) в зоне           поиска и спасания   на проведение ПСО(Р)  и ход её проведения. 

Содержание плана проведения ПСО(Р) приведено в Приложении № 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

17.11. Поисково-спасательная операция (работа) считается начатой с момента вылета (выхода) дежурных сил и средств (подачи команды перенацеливания на поиск   находящимся в полете ВС), а оконченной - с окончанием эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт) или с момента установления факта гибели экипажа и пассажиров ВС, доставки спускаемого аппарата и его экипажа на оперативный аэродром.

17.12. Во всех случаях к проведению ПСО(Р) в первую очередь привлекаются дежурные силы и средства аэродрома, ближайшего от места бедствия.

17.13. Для проведения ПСО(Р), кроме специально выделенных, могут использоваться ВС, не имеющие поисково-спасательного оборудования - для выполнения визуального поиска и эвакуационных работ, а также резервные, санитарные и находящиеся в воздухе, которые могут быть направлены в район поиска.

В дальнейшем, в ходе проведения ПСО(Р), при необходимости могут привлекаться дополнительные силы и средства с других аэродромов.

Решение о привлечении дополнительных сил и средств принимается руководителем ПСО(Р) в зоне поиска и спасания по представлению КЦПС (местного оперативного органа, руководителя ПСО(Р) в районе бедствия, ВЦПС).

17.14. При постановке задачи экипажам дежурных ПСВС на поиск, как правило, указывается:

время и место происшествия (если оно известно), либо район;

тип ВС, потерпевшего бедствие, регистрационный номер, номер рейса, или позывной;

характер происшествия, количество пассажиров и членов экипажа;

наличие аварийно-спасательных средств у потерпевших бедствие;

маршрут полета и высоту, характеристику местности;

рекомендуемый способ поиска, метеоусловия и прогноз погоды в районе поиска,  запасные аэродромы и прогноз погоды по ним;

порядок связи с органами ОВД (управления полетам) и другими ПСВС;

меры безопасности.

17.15. Получив команду на вылет, командир ПСВС и экипаж немедленно приступает к предполетной подготовке, в процессе которой рекомендуется:

 получить координаты места происшествия, тип и номер ВС потерпевшего бедствие;

 уточнить,  количество пассажиров и членов экипажа   

оформить необходимые документы и полетные карты;

уточнить безопасные высоты в районе поиска;

получить информацию о метеообстановке и прогнозе погоды в районе полетов;

уточнить порядок ведения поиска;

уточнить порядок ведения радиосвязи;

проверить готовность ВС, поисковой радиоаппаратуры, наличие и состояние аварийно-спасательного имущества и снаряжения;         

уточнить обязанности СПДГ в полете и порядок взаимодействия СПДГ с экипажем; 

 принять решение на вылет и доложить о готовности к вылету РП.

17.16. При срочном вылете дежурных экипажей ПСВС постановка задачи на поиск, уточнение данных о ВС  и экипаже, потерпевшем бедствие, о метеоусловиях, маршруте, высоте     полета, порядке взаимодействия с воздушными и наземными  силами и передача другой информации   осуществляется после взлета экипажа по радио.   

При организации последующих вылетов экипажей ПСВС постановка задачи перед вылетом производится  руководителем ПСО(Р) в районе бедствия ВС (при необходимости), а в процессе предполетной  подготовки проводится дополнительно подготовка полетных карт для  визуального поиска с    детальным изучением района поиска.

17.17. СПДГ по сигналу "Тревога"   как правило, через 6 минут прибывает к ПСВС, осуществляет подготовку снаряжения и оборудования и действует по указанию  командира ПСВС. 

17.18. Личный состав НПСК по сигналу "Тревога" как правило, через 8 минут прибывают к месту сбора или в квадрат, указанный при оповещении в состоянии готовности к выезду на ПСО(Р).

При получении команды на выезд  начальник НПСК получает у руководителя аварийно-спасательных работ (сменного заместителя начальника аэропорта), руководителя полетов задачу на поиск, и после её уяснения, доводит до личного состава время и место происшествия, количество членов экипажа и пассажиров, наличие аварийно-спасательного имущества и, наиболее вероятный  район поиска, очерёдность осмотра квадратов, характер местности, наличие населённых пунктов, порядок связи, способ поиска, время на поиск и меры  безопасности.

 17.19. Поиск экипажа ВС, потерпевшего бедствие, как правило, начинается с проведения  радиотехнического поиска с  применением поискового оборудования.

 Предельные сроки проведения радиотехнического поиска  приведены в Приложении №5 к настоящим Методическим рекомендациям.

   17.20. Если в результате радиотехнического поиска пассажиры, экипаж ВС (и ВС) не обнаружены руководитель ПСО(Р)  в зоне поиска и спасания принимает решение на проведение визуального поиска.  Визуальный поиск осуществляется по заданным квадратам, определенным с помощью палетки с сеткой визуального поиска. Палетка находится на борту каждого ПСВС. Разбивку района поиска на квадраты проводит пункт управления, непосредственно осуществляющий руководство ПСО(Р).

17.21. На основе принятого решения, КЦПС составляет  план ПСО(Р) на предстоящие сутки, который утверждается руководителем ПСО(Р) в зоне поиска и спасания, докладывается в ГКЦПС и доводится до исполнителей.

17.22. Старшие авиационные начальники аэродромов организуют внеочередное аэродромно-техническое обеспечение ПСВС при подготовке к повторным вылетам, а также размещение и обеспечение необходимым довольствием экипажей ПСВС и СПДГ прибывших с других аэродромов.

17.23.  В ходе организации и проведения ПСО(Р) на КЦПС передаются сообщения о спасательных действиях, содержащие сведения:

о развитии ситуации (краткое описание происшествия, число лиц, нуждающихся в спасании, степень полученных ими повреждений, количество и виды аварийно-спасательного снаряжения, прогноз погоды и период его действия, поисково-спасательные силы, имеющиеся на месте проведения операции);

о районе спасательных работ (описывается местоположение происшествия посредством указания района и широты и долготы или пеленга относительно известного географического пункта, а также маршруты следования к месту происшествия поисково-спасательных сил и средств);

о действиях поисково-спасательных сил (указываются выделенные средства поиска и спасания, включая позывные и фамилии командиров экипажей, методы спасания, применяющиеся при поиске), аэродром и время вылета дежурного поисково-спасательного воздушного судна, пункты выхода и маршруты движения наземных поисково-спасательных команд;

о мерах по координации (кто координирует действия поисково-спасательных сил на месте происшествия, введены ли ограничения на полеты в данном районе, установленный порядок оперативного управления поисково-спасательными силами);

организация связи и управления на месте происшествия (позывные воздушных судов-ретрансляторов, каналы связи и управления и другая информация по вопросам связи);

в КЦПС также передаётся и другая информация, касающаяся проведения поисково-спасательных работ.

По мере накопления и обобщения информации расчет КЦПС докладывает о ней  руководителю ПСО(Р) в зоне и в ГКЦПС.

17.24. При обнаружении ВС, терпящего или потерпевшего   бедствие, в КЦПС предоставляются следующие сведения:

время обнаружения и координаты потерпевших бедствие;

состояние и положение ВС, наличие и состояние членов экипажа и пассажиров;

метеоусловия в районе бедствия;

данные о рельефе и состоянии земной (водной) поверхности, на которой находятся воздушное судно и люди, потерпевшие бедствие;

принятые меры для оказания помощи (десантирование СПДГ, выброска аварийно-спасательного имущества, наведение наземных или других поисково-спасательных сил и средств к месту бедствия и т.д.);

данные об ущербе, нанесенном на местности.

17.25. Подбор площадки для посадки и ее производство осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих выполнение полетов#S и Руководства по летной эксплуатации воздушного судна.

Ответственность за безопасность посадки и эвакуации потерпевших бедствие несет командир ПСВС.

При невозможности выполнить посадку командир ПСВС десантирует СПДГ парашютным способом или (на вертолете) высаживает их с режима висения с помощью спускового устройства или лебедки.

После посадки ПСВС (десантирования СПДГ), командир ПСВС (старший СПДГ) согласовывает с местным оперативным органом свои действия по эвакуации потерпевших бедствие на ближайший аэродром или в лечебные учреждения.

17.26. В том случае, если ПСО(Р) успешно проведена и  КЦПС считает или  информирован о том, что аварийной обстановки более не существует, решением руководителя ПСО(Р) в зоне  поиска и спасания ПСО(Р) прекращается, о чем в оперативном порядке информируются все задействованные или уведомленные полномочные органы, средства или службы.     

17.27. По окончании ПСО(Р) руководитель авиационного предприятия или организации государственной  и экспериментальной авиации, чьё ВС потерпело   бедствие, в 2 -х дневный срок представляет в   КЦПС:

дата и аэродром вылета ВС;

данные об экипаже ВС и пассажирах;

задание на полёт;

обстоятельства происшествия;

метеоусловия и характер местности;

ущерб, причинённый на местности.

17.28. Руководитель авиационного предприятия или организации государственной  и экспериментальной авиации, чьи силы и средства привлекались к проведению ПСО(Р), после окончания работ в 3-х дневный срок представляет в адрес КЦПС сведения о силах и средствах, участвовавших в ПСО(Р), ходе поиска и предварительный анализ проведённой ПСО(Р), в соответствии с действующими нормативными документами.

17.29. КЦПС анализирует, обобщает полученные сведения и в 7-дневный срок представляет начальнику Управления "Отчет о проведенной ПСО(Р)" для дальнейшего доклада Руководителю Службы.  

18. Порядок организации взаимодействия авиационных сил поиска и спасания.

18.1. Взаимодействие сил в зоне поиска и спасания Управления организует отдел организации авиационно-космического поиска и спасания Управления.

18.2. При организации и проведении ПСО(Р) в зоне поиска и спасания КЦПС осуществляет взаимодействие с местными оперативными органами,  органами ЕС ОрВД,  авиационными предприятиями и организациями  государственной  и экспериментальной авиации участвующими в проведение ПСО(Р), авиационным предприятием и организацией государственной  и экспериментальной авиации, чьё ВС потерпело бедствие, КЦПС в соседних зонах поиска и спасания, оперативными органами Уральского и Приволжского региональных центров (далее - РЦ) МЧС   Российской   Федерации, оперативными  органами объединения ВВС и ПВО, дежурными частями управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации и  на транспорте, оперативными органами поисково-спасательных формирований субъектов Российской Федерации и  лечебными учреждениями.

18.3. При осуществлении  взаимодействия согласуются:

состав, количество и порядок участия сил и средств;

маршруты следования, места сосредоточения сил и средств;

позывные ПСВС, воздушных судов-ретрансляторов, другой техники, групп спасателей;

уточняется обеспеченность поисково-спасательных сил, а также наличие и готовность лечебных учреждений;

пункты управления силами и средствами.

18.4. Взаимодействие сил, участвующих в ПСР(Р) в районе бедствия организует КЦПС. Координацию действий, взаимодействие сил, участвующих в ПСО(Р) в районе бедствия, организует руководитель ПСО(Р) в районе бедствия.

18.5. При проведении ПСО(Р) на границе  двух  зон авиационно-космического поиска и спасания, с участием сил и средств других федеральных органов исполнительной власти, ГКЦПС  организует взаимодействие с ними.

18.6. Используются все имеющиеся каналы связи, включая селекторные  каналы связи между органами  ЕС ОрВД и аэродромами независимо от их ведомственной принадлежности.

18.7. Степень участия и обязанности взаимодействующих предприятий и организаций отражаются в соглашениях, инструкциях, планах взаимодействия, а входе ПСО(Р) действия взаимодействующих сил и средств отражаются в  плане ПСО(Р).     

19. Порядок привлечения авиационных сил и средств поиска и спасания для оказания помощи населению при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

19.1. Решение о привлечении авиационных сил и средств для оказания помощи населению при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера принимает начальник Управления.

19.2. Решение на проведение ПСО(Р) авиационными силами и средствами при чрезвычайных  ситуациях вырабатывается с учетом:

времени, места, характера происшествия и размеров охваченной им территории;

характера и объема помощи, которая может быть оказана авиационными силами и средствами;

метеорологических, климатических и географических условий района бедствия;

характера проводимых спасательных работ;

базирования и готовности авиационных сил и средств, которые могут быть привлечены к участию в спасательных работах.

При необходимости вводятся ограничения для полётов ВС в районе чрезвычайной ситуации.

19.3. Порядок привлечения авиационных сил и средств для оказания  помощи населению при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера разрабатывается во взаимодействии с  Уральским и Приволжским РЦ МЧС Российской Федерации, в соответствии с Положением о привлечении гражданской авиации к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства транспорта Российской Федерации от 20 октября 1995 года № 714/87).

 IV. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

20. Организация управления дежурными и дополнительно привлекаемыми силами и средствами в ходе проведения поисково-спасательных операций (работ).

20.1.Управление силами и средствами заключается в осуществлении постоянной и целенаправленной деятельности по поддержанию их в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению и руководству ими в ходе ПСО(Р).

20.2.Управление силами и средствами при проведении ПСО(Р) осуществляется через КЦПС (ВЦПС) и органы ЕС ОрВД, а также органы пользователей   воздушного пространства - органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) по общим или специально выделенным каналам связи, а при необходимости - через воздушное судно-ретранслятор.

20.3. При управлении ПСО(Р) основными задачами являются:

непосредственное руководство действиями сил и средств при производстве поиска и спасания;

обеспечение координированных действий сил и средств, привлекаемых к поиску и спасанию;

обеспечение наращивания сил и средств в процессе поиска и спасания;

оперативное внесение изменений в планы проведения ПСО(Р) в соответствии с изменением обстановки;

постоянный контроль за выполнением команд и распоряжений и непрерывный контроль за местонахождением ПСВС и других поисковых средств в процессе проведения ПСО(Р).

20.4. КЦПС, как правило, имеет всю информацию, включающую следующие данные о зоне поиска и спасания:

силы и средства поиска и спасания;

органы ОВД (местные оперативные органы);

средства связи, которые могут быть использованы в ходе ПСО(Р);

телеграфные адреса и номера телефонов всех эксплуатантов или их официальных представителей, занимающихся вопросами эксплуатации ВС в зоне поиска и спасания;

телеграфные адреса и номера телефонов всех оперативных служб, которые могут быть использованы при ПСО(Р);

любые другие государственные, общественные и частные ресурсы, включая медицинскую помощь и транспортные средства, которые могут быть полезными при ПСО(Р).

20.5. Местный оперативный орган  для непрерывного управления и постоянного контроля за действиями сил и средств организует:

сбор, обработку и анализ информации о ВС, терпящем или потерпевшем бедствие;

приведение в высшие степени готовности и подъем сил и средств, постановку им задачи и непосредственное управление ими в ходе проведения ПСО(Р);

управление полетами ПСВС;

обеспечение  приоритета в использовании  воздушного  пространства ПСВС и безопасности их полетов при проведении ПСО(Р);

передачу в КЦПС информации о ходе выполнения задачи экипажами ПСВС и СПДГ.

20.6. Руководитель полетов (старший диспетчер ОВД), осуществляющий непосредственное управление   силами и средствами:

обеспечивает  приоритет  в  использовании  воздушного  пространства ПСВС;

постоянно знает местонахождение ПСВС и наземных сил и средств поиска;

передаёт информацию о ходе ПСО(Р) руководителю ПСО(Р) в районе бедствия в КЦПС (ВЦПС);

 знает методы радиотехнического и визуального поиска, применяемые ПСВС;

обеспечивает безопасность полетов при проведении ПСО(Р), информирует экипажи ПСВС об изменениях в навигационной и воздушной  обстановке, опасных метеоявлениях и выдаёт диспетчерские рекомендации и указания экипажам.

20.7. В процессе ПСО(Р), как правило,  фиксируются наиболее важные этапы ПСО(Р):

время авиационного происшествия, объявления сигнала «Тревога», вылета дежурных ПСВС, подачи команды о перенацеливании на поиск находящимся в полете ВС, обнаружения ВС потерпевшего бедствие, посадки на месте происшествия, начало (взлета) и окончания  эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт), установления факта гибели эки­пажа и пассажиров ВС, всех докладов и т.д.

20.8. При возникновении ситуации, в которых КЦПС не в состоянии эффективно осуществлять управление силами и средствами в районе бедствия, руководитель ПСО(Р) в зоне поиска и спасания принимает решение на создание вспомогательного центра  поиска и спасания (ВЦПС). ВЦПС, как правило, создается на базе действующего центра (отделения) ОВД.

Начальник ВЦПС назначается руководителем ПСО(Р) в зоне поиска и спасания.

Начальником ВЦПС, как правило, назначается начальник КЦПС (его заместитель).

В тех случаях, когда  ВЦПС  создается на базе центра (отделения) ОВД,  на начальника центра (отделения) возлагается ответственность за организацию работы ВЦПС в части предоставления помещения, каналов связи, оргтехники и выделение специалистов центра ОВД для работы в составе ВЦПС.

20.9. Для организации управления ПСО(Р) создается оперативный штаб Управления, который возглавляет начальник Управления и оперативный штаб руководителя ПСО(Р) в районе бедствия ВС, который возглавляет руководитель ПСО(Р) в районе бедствия ВС.

20.9.1. Основными задачами оперативного штаба являются:

определение состава сил и средств, необходимых для проведения поисково-спасательных операций (работ);

выработка предложений для принятия решения   руководителем поиска в зоне (районе) поиска и спасания на проведение ПСО(Р), выделение воздушных судов для оказания помощи другим ведомствам и населению;

разработка  плана поисково-спасательных операций (работ);

организация взаимодействия авиационных сил поиска и спасания;

координация действий основных и дополнительных авиационных сил  и средств  поиска и спасания;

анализ действий сил и средств в процессе проведения поисково-спасательных операций (работ).           

 21. Организация связи.

 21.1. Связь между органами ОВД (управления полетами), центрами ЕС ОрВД и КЦПС осуществляется по действующим общим или специально выделенным каналам связи.

21.2. Оповещение дежурных сил и средств осуществляется в  соответствии со Схемой оповещения о бедствии (приложение №4).

21.3. Готовность средств связи и радиотехнического обеспечения полетов к своевременному обеспечению ПСО(Р) обеспечивает соответствующий руководитель по связи и радиотехническому обеспечению полетов.

21.4. КЦПС оснащается средствами двусторонней связи с:

ГКЦПС;

органами ОВД (управления полетами);

оперативными штабами поиска (ВЦПС) в районе бедствия ВС; 

КЦПС в соседних зонах поиска и спасания;

метеоучреждением или органом метеонаблюдения;

оперативными органами Уральского и Приволжского РЦ МЧС Российской Федерации;

дежурными частями управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации и на транспорте;

оперативными органами поисково-спасательных формирований субъектов Российской Федерации;

оперативными органами объединений ВВС и ПВО;

с лечебными учреждениями. 

Все оборудование речевой связи, включая телефоны, подключены к многоканальному магнитофону, снащенному устройством регистрации   времени записи.        

21.5. Радиосвязь между ПСВС, НПСК и органами ОВД (управления полетами) в районебедствия осуществляется на частотах по регламенту связи.

21.6. Связь с экипажем воздушного судна, потерпевшего бедствие, на частоте 121,5 МГц
устанавливает КВС, прибывший в район поиска первым. В последующем двухсторонняя связь с экипажем ВС, потерпевшим бедствие, осуществляется на частоте 121,5 МГц только по указанию органов ОВД (управления полетами).  При обнаружении ВС потерпевшего бедствие, ПСВС наводит  на него СПДГ, НПСК и другие ВС на частоте 123,1 МГц  (непосредственный выход  на потерпевших бедствие осуществляется на частоте 121,5МГц).

21.7. Экипажи ПСВС для связи используют свой регистрационный номер (позывной) с добавлением слова «поисковый».

СПДГ в качестве своих позывных используют трассовый позывной своего аэродрома с добавлением двухзначного цифрового индекса от 10 до 19, а НПСК от 20 до 29.

21.8. Работа радиостанций поисковых средств на частотах 12I,5 МГц при поиске производится в режиме «Прием». В случае если при радиотехническом поиске аварийная радиостанция  потерпевшего бедствие не обнаружена, старший группы ПСВС или командир одиночного ПСВС  периодически через 1-2 минуты запрашивают потерпевших бедствие по радио.

При радиотехническом поиске НПСК запрещается использовать режим работы аварийной радиостанции «Тон» и «Передача» на частоте 121,5 МГц.

Схема организации связи и управления приведена в Приложении № 6 к настоящим Методическим рекомендациям.

V. ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ,

УЧАСТВУЮЩИХ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ   ПСО(Р)

22. Начальник Управления:

отвечает за состояние и организацию авиационного поиска и спасания в зоне поиска и спасания Управления;

организует разработку и издание организационно-методических документов по организации и проведению поиска и спасания;

осуществляет контрольные функции в сфере авиационно-космического поиска и спасания;

организует дежурство сил и средств, утверждает план дежурства сил и средств на сутки;

организует и руководит проведением ПСО(Р) в зоне поиска и спасания;

организует взаимодействие структур федеральных органов исполнительной власти при организации и проведении ПСО(Р) через КПСЦ.

23. Начальник отдела организации авиационно-космического поиска и спасания Управления:

непосредственно отвечает за состояние и организацию авиационного поиска и спасания в зоне поиска и спасания;

непосредственно участвует в организации и проведении ПСО(Р)  в зоне поиска и спасания;

организует взаимодействие структур федеральных органов исполнительной власти при проведении ПСО(Р);

ежедневно контролирует выделение сил и средств для дежурства;

разрабатывает и готовит к изданию организационно-методические документы по организации и проведению авиационного поиска и спасания;

осуществляет контрольные функции в сфере авиационно-космического поиска и спасания.

24. Директор ФГУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр»:

отвечает за организацию деятельности ФГУ по оперативному руководству ПСО(Р) и действиями РПСБ по оказанию помощи   ВС потерпевшим бедствие ;

контролирует готовность дежурных сил и средств к проведению ПСО(Р);

обеспечивает доведение до органов воздушного движения (управления полетами) сведений о дежурных силах и средствах участвующих в ПСО(Р);

организует передачу в органы воздушного движения (управления полётами) информации о терпящем или потерпевшем бедствие ВС;

 организует поиск и оказание помощи ВС потерпевшим бедствие;

организует развертывание и работу вспомогательных центров поиска и спасания;

организует оказание доврачебной и первой медицинской помощи людям, терпящим бедствие, а также их эвакуацию в медицинские учреждения или ближайшие населённые пункты (аэродромы);

 проводит разбор действий личного состава ФГУ «Уральский АПСЦ» при проведении ПСО(Р);

организует своевременное представление начальнику Управления отчета о проведенной ПСО(Р).

25. Начальник  КЦПС:

контролирует  готовность дежурных сил и средств зоны поиска и спасания к проведению ПСО(Р);

организует доведение до органов ОВД (управления полетами) сведения о дежурных силах и средствах;

организует передачу руководителю ПСО(Р)  в зоне поиска и спасания, в ГКЦПС, в взаимодействующие КЦПС и органы ОВД (управления полетами) информацию о терпящем или потерпевшем бедствие ВС;

разрабатывает  руководителю ПСО(Р) в зоне поиска и спасания предложения для принятия решения на проведение ПСО(Р);

поднимает дежурные силы и средства для проведения ПСО(Р) и в целях проверки их готовности;

контролирует   вылет и выход дежурных авиационных и наземных   сил и средств;

организует работу КЦПС по оперативному руководству ПСО(Р);

при необходимости организует наращивание сил и средств;

контролирует полеты ПСВС, действий СПДГ и НПСК, а также обеспечение мер безопасности в ходе ПСО(Р);

организует взаимодействие органов и пунктов управления авиационными и наземными силами и средствами, находящихся на территории зоны поиска и спасания, при проведении ПСО(Р), а также координирует действия между ними;

организует постоянное информирование  руководителя ПСО(Р) в зоне поиска и спасания, ГКЦПС о результатах поиска и принятых мерах в ходе выполнения ПСО(Р);

организует ведение плана ПСО(Р)  на карте;

анализирует ход выполнения ПСО(Р) с использованием средств объективного контроля;

представляет  начальнику Управления Отчет о проведенной ПСО(Р).

26. Руководитель ПСО(Р) в районе бедствия ВС (начальник вспомогательного центра  поиска и спасания):

отвечает за своевременную организацию поиска и оказания помощи потерпевшим бедствие в районе ПСО(Р);

организует работу ВЦПС по оперативному руководству ПСО(Р);

принимает решение на подъем ПСВС;

анализирует фактическое состояние погоды, ее прогноз и их соответствие уровню подготовки   экипажей ПСВС;

представляет предложения Руководителю ПСО(Р) в зоне поиска и спасания по применению сил и средств для проведения ПСО(Р);

организует управление и постоянный контроль за действиями сил и средств;

организует постоянную двухстороннюю радиосвязь с   силами и средствами;

представляет в установленном порядке предложения на ввод  временных (местных) режимов и кратковременных ограничений на ИВП на период работы ПСВС в районе ПСО(Р);

определяет для каждого экипажа ПСВС задачи на поиск  и спасание  с учетом запаса топлива, длительности светлого времени суток и порядок действия экипажей при ухудшении метеоусловий;

при выделении на поиск группы ПСВС назначает старшего для оценки обстановки в районе поиска и координации их действий;

при проведении ПСО(Р) в труднодоступной местности (в горах, в лесу, над водной поверхностью) привлекает наиболее подготовленные экипажи, имеющие опыт практической работы в данных условиях;

организует ведение плана ПСО(Р)  на карте;

организует постоянное информирование  КЦПС о результатах поиска и принятых мерах в ходе выполнения ПСО(Р);

организует взаимодействие сил и средств, находящихся в  районе поиска и спасания;

анализирует ход выполнения ПСО(Р) и действия личного состава участвующего в проведении ПСО(Р).

27. Начальник РПСБ

Осуществляет контроль постоянной готовности дежурных сил и средств в районе поиска и спасания к выполнению задач по предназначению;

отвечает за подготовленность и экипировку спасателей, исправность аварийно-спасательного имущества и снаряжения ПСВС и СПДГ;

отвечает за своевременную организацию поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие;

организует эвакуацию пассажиров и членов экипажей из ВС, потерпевших бедствие членами РПСБ, оказание им доврачебной или первой медицинской помощи и  эвакуацию их в ближайший населенный пункт, аэропорт или медицинское учреждение;

 руководит аварийно-спасательными работами до полного их окончания или передачи другому должностному лицу по распоряжению вышестоящего руководителя ПСО(Р) в зоне (районе) поиска и спасания;

организует взаимодействие сил при организации и проведении аварийно-спасательных работ.

28. Руководитель авиационного предприятия и организации государственной и экспериментальной авиации на которого возложено осуществление поиска и спасания:

организует:

специальную подготовку экипажей и команд, выделенных для  поиска и спасания;

оборудование ВС поисковой аппаратурой;

оснащение ВС аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

постоянную готовность штатных и нештатных   сил и средств;

поддержание высокой готовности экипажей ПСВС и аварийно-спасательных команд (АСК) к проведению поиска и оказанию помощи, ВС терпящим бедствие;

выделение необходимых сил и средств по решению  руководителя ПСО(Р) в зоне поиска и спасания Управления в соответствии с планом наращивания сил и средств при проведении ПСО(Р);

руководство ПСО(Р)   в районе ответственности предприятия.

29. Начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения  (ПАСОП) авиационного предприятия и организации государственной  и экспериментальной авиации, на которого возложено осуществление поиска и спасания:

обеспечивает:

готовность и эффективность действий штатных и нештатных поисковых и аварийно-спасательных сил и средств при выполнении поисковых и аварийно-спасательных работ;

постоянный контроль за готовностью ПСВС, штатных и нештатных расчетов аварийно-спасательной команды;

организацию взаимодействия  с  органами  ЕС ОрВД, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства,  при выполнении поисковых и аварийно-спасательных работ;

при отсутствии на аэродроме РПСБ, подготовку нештатных воздушных поисково-спасательных групп (ВПСГ), в количестве 3-5 человек из работников подразделений авиационных предприятий и организаций.  При этом должна быть предусмотрена возможность привлечения к дежурству не менее одного медицинского работника;

и организует проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в районе ответственности авиационного предприятия (организации);

осуществляет руководство поисковыми и аварийно-спасательными работами до прибытия старшего руководителя;

готовит проект доклада вышестоящему руководству и в КЦПС о ходе поиска и спасания и его результатах, а также о плане проведения работ на предстоящие сутки.

 Приложение №1

к Методическим рекомендациям

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

  • 1. УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АЭРОНАВИГАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

Почтовый адрес: 620219, Россия, г. Екатеринбург, ГСП-184

Юридический адрес: 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Восточная, д. 60

Телефон:8 (343)375-78-03  Факс:8 (343)375-62-67

АФТН:УСССЗЬЙЬ E-mail, info@uralfans.ru

Начальник управления - 8 (343) 375-78-03,  

Зам. начальника  управления - 8 (343) 375-85-30

Зам. начальника управления - начальник  отдела организации ИВП, аэронавигационного 

обеспечения и инспекции по БП -   8 (343) 375-79-93

Начальник  отдела организации

авиационно-космического поиска и спасания -  8 (343) 375-84-78,

факс 8 (343) 375-65-37, мобильный 8 922-151-64-59, akps@uralfans.ru

Заместитель начальника отдела организации

авиационно-космического поиска и спасания - 8 (343) 375-65-37(т/ф), мобильный 8 922-150-67-73

Начальник отдела радиотехнического обеспечения 

полетов и авиационной электросвязи - 8 (343) 375-89-20

  • 2. ФГУ «УРАЛЬСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

Почтовый адрес: 620137, Россия, г. Екатеринбург,  а/я 196

Телефон/факс: +7(343) 270-17-20                     

АФТН: УСССЗЬЦЦ  E-mail: uralAPSC@yandex.ru

Директор - 8 (343) 270-17-27

Координационный центр поиска и спасания:

Начальник координационного центра поиска и спасания - 8 (343) 375-86-87

мобильный 8 922 169-10-05;

начальник смены - 8 (343) 375-77-36;

диспетчер - телефон/факс 8 (343) 375-77-46.

Приложение №2

к Методическим рекомендациям

Состав авиационных сил и средств поиска и спасания

 аэродром базирования, сроки готовности, ведомственная

принадлежность, радиус действия, наличие СПДГ и НПСК

№№

п/п

Тип   ПСВС

Аэродром

базирования

Регламент дежурства

Сроки готовности

(минут)

Ведомственная

принадлежность ПСВС

Радиус

действия ПСВС

(не менее км)

Наличие СПДГ

НПСК

1

Ми-8

Мыс

Каменный

по регламенту

30/45

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

320 км

НПСК

2

Ми-8

Тазовский

по регламенту

30/45

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

320 км

НПСК

3

Ми-8

Березово

по регламенту

30/45

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

320 км

НПСК

4

Ми-8

Ноябрьск

по регламенту

30/45

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

320 км

НПСК

5

Ми-8

Урай

по регламенту

30/45

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

320 км

НПСК

6

Ми-8

Ханты-

Мансийск

круглосуточно

30/45

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

320 км

НПСК

7

Ми-8

Нижневартовск

по регламенту

30/45

ОАО «Авиакомпания

Нижневартовскавиа»

320 км

НПСК

8

Ми-8

Тобольск

по регламенту

30/45

 ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

320 км

НПСК

9

Ми-8

Тюмень

(Рощино)

круглосуточно

30/45

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

320 км

СПДГ

НПСК

10

Ан-2

Киров

(Победилово)

по регламенту

30/45

ОАО авиакомпания

 «Кировавиа»

320 км

СПДГ

НПСК

11

Ми-8

Пермь

(Б.Савино)

круглосуточно

30/45

ЗАО «Авиакомпания

«Геликс»

320 км

СПДГ

НПСК

12

Ми-8

Екатеринбург

(Арамиль)

круглосуточно

30/45

ОАО «Второе

Свердловское АП

320 км

НПСК

13

Ан-2

Челябинск

(Баландино)

круглосуточно

30/45

ООО «Авиакомпания «Сибиа»

320 км

НПСК

14

Ан-2

Курган

по регламенту

30/45

ООО «Авиакомпания «Сибиа»

320 км

НПСК

Приложение №4

к Методическим рекомендациям

Содержание плана проведения

поисково-спасательных операций (работ)

При проведении ПСО(Р) в КЦПС на карте масштаба 1:500000 (масштаба 1:200000 - при визуальном поиске) разрабатывается план   проведения ПСО(Р), на котором должно быть:

  • - «легенда» о потерпевшем бедствие ВС;
  • - маршрут полета ВС;
  • - данные радиолокационной проводки, время потери радиосвязи, радиопеленги, запрашиваемые экипажем ВС, потерпевшем бедствие;
  • - границы вероятного района бедствия (района поиска);
  • - силы и средства, привлекаемые для осуществления поиска;
  • - силы и средства взаимодействующих предприятий и организаций;
  • - маршрут полета ПСВС на радиотехнический поиск и полоса обследования радиотехническим способом;
  • - квадраты, на которые разделен района поиска в соответствии с установленной сеткой визуального поиска;
  • - время вылета ПСВС и выхода НПСК на поиск;
  • - аэродромы и места базирования сил и средств, участвующих в ПСО(Р);
  • - основные и вспомогательные пункты управления;
  • - маршрут полета самолета-ретранслятора;
  • - район аэрофотосъемок;
  • - должности и фамилии - руководителя в зоне поиска и спасания, начальника смены КЦПС, руководителя ПСО(Р) в районе бедствия (ВЦПС), руководителя местного оперативного органа;
  • - состав экипажа и количество пассажиров (груза);
  • - местоположение медицинских учреждений;
  • - погода в районе поиска;
  • - время доклада в КЦПС, вылета (выхода) сил и средств, обнаружения, подхода спасателей, эвакуации;
  • - астрономические и справочные данные;
  • - учет выполненных работ.